Вдохновение

Сетевая инновационная площадка ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» по теме «Модернизация образования в дошкольной образовательной организации в соответствии с современными требованиями к качеству дошкольного образования на основе инновационной образовательной программы «Вдохновение».

 

В 2016 году ОГБУ «Региональный центр развития образования» получил статус «Сетевая инновационная площадка ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» (далее – инновационная площадка) по теме «Модернизация образования в дошкольной образовательной организации в соответствии с современными требованиями к качеству дошкольного образования на основе инновационной образовательной программы «Вдохновение»».

 

Инновационная деятельность в рамках данной площадки осуществляется под научным руководством заместителя директора по научной работе, кандидата психологических наук, доцента ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» Кириллова Ивана Львовича и соавтора образовательной программы дошкольного образования «Вдохновение», генерального директора издательства «Национальное образование», кандидата экономических наук Федосовой Ирины Евгеньевны.

 

Руководитель инновационной площадки Томской области:

  • Лыжина Надежда Петровна, директор ОГБУ «РЦРО»

Координатор:

  • Тюменцева Наталия Сергеевна, старший методист отдела развития образовательных систем ОГБУ «РЦРО»

Участники инновационной площадки:

  • 13 образовательных организаций Томской области, реализующих программы дошкольного образования из пяти муниципалитетов.
  • Координатор базовой образовательной площадки МБДОУ № 133 – Ревичева Нина Владимировна

 

Цель: достижение нового уровня качества дошкольного образования, соответствующего требованиям ФГОС дошкольного образования, отвечающего на вызовы современной социокультурной ситуации развития детства и отражающего современные научные и методические подходы к организации образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях с использованием инновационной образовательной программы «Вдохновение».

 

Основные задачи инновационной деятельности:

  • изучение современных научных и методических подходов к дошкольному образованию и, отражающих эти подходы, положений основной образовательной программы «Вдохновение» (далее — ООП «Вдохновение»);
  • создание и обучение команды изменений для разработки и внедрения новой основной образовательной программы в дошкольных образовательных организациях (далее – ООП ДОО), назначение координатора инновационной площадки;
  • разработка ООП ДОО, удовлетворяющей заданным требованиям качества дошкольного образования, на основе ООП «Вдохновение»;
  • ознакомление участников образовательной деятельности ДОО с новой ООП ДОО, ее коллективное обсуждение и совершенствование;
  • обучение педагогов ДОО новым подходам к организации образовательной деятельности, новым педагогическим методам и инструментам, способам создания условий для осуществления образовательного процесса;
  • выбор или создание групп в ДОО для участия в инновационной деятельности;
  • подготовка психолого-педагогических условий реализации образовательной деятельности в соответствии с новой ООП;
  • создание материально-технических условий осуществления образовательной деятельности в соответствии с новой ООП ДОО, в том числе, формирование развивающей предметно-пространственной среды, как в групповом помещении, так и на другой территории (как внутренней, так и внешней) образовательной организации, а также создание других необходимых условий, заданных ФГОС дошкольного образования;
  • разработка системы управления качеством внедрения и реализации новой ООП ДОО «Вдохновение» на основе подходов и инструментария УМК ООП «Вдохновение»;
  • внедрение и реализация новой ООП ДОО «Вдохновение», оценивание образовательных эффектов нового образовательного процесса и содержания, предоставление обратной связи реализующим программу педагогам и руководству ДОО;
  • разработка модели совершенствования образовательной деятельности, реализуемой по ООП ДОО, созданной на основе Программы «Вдохновение», в том числе, совершенствования условий и содержания образовательной деятельности;
  • разработка методических и практических рекомендаций по разработке и внедрению ООП ДОО на основе Программы «Вдохновение» с учетом итогов работы инновационной площадки.

 

Планируемые результаты деятельности площадки:

ООП дошкольного образования, построенная на основе инновационной образовательной программы «Вдохновение», позволит создать требуемые новые психолого-педагогические условия  образовательной деятельности, которые позволяют:

  • дать ребенку статус полноправного участника образовательных отношений;
  • создать мотивирующую образовательную среду, обеспечивающую условия для наилучшего образования для каждого воспитанника ДОО;
  • организовать «учебное сообщество», основанное на диалогическом принципе со-действия (со-конструкции), в котором активны все участники образовательного процесса: дети и взрослые совместно конструируют (создают) значения и смыслы, познают мир;
  • поддерживать любознательность и инициативу ребенка, игровую деятельность во всех видах и формах, исследовательскую и другие формы детской активности;
  • предоставить возможность всем участникам образовательной деятельности стать соавторами ее содержания;
  • включать коррекционную работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
  • осуществлять систематические педагогические наблюдения, фиксацию индивидуальной траектории развития – для понимания характеристик и особенностей воспитанников, их текущего уровня образовательных способностей и готовностей и пр.;
  • реализовывать дифференцированное обучение, позволяющего добиваться высоких результатов образования каждого ребенка и детской группы в целом, предоставляющего детям возможность выбора способов работы (индивидуально или в группах), способов выражения, содержания деятельности и т.д., вести педагогическую работу в «зоне ближайшего развития» ребенка; уделять особое внимание,
  • предоставлять равные шансы как одаренным, так и детям с проблемами в развитии (инклюзия), признавать и учитывать широкий спектр предпосылок развития детей, разнообразие в способностях и темпах развития;
  • предусматривать вариативные формы реализации образовательной деятельности в зависимости от конкретной ситуации, места расположения детского сада, особенностей детей и их семей на уровне планирования и содержания, при котором опыт, ценности педагогических коллективов, социокультурный контекст рассматриваются как ресурс образовательной работы и может быть реализовано в группах одного возраста, разного возраста, полного дня, кратковременного пребывания;
  • обеспечивать методическую поддержку разнообразных форм сотрудничества организации с семьей;
  • осуществлять регулярную работу по профессиональному совершенствованию педагогов;
  • обеспечивать преемственность с начальным общим образованием.